Четкая и понятная структура сайта позволяет пользователям легко ориентироваться, быстро находить нужную информацию, не вызывает раздражения и желания уйти к конкурентам (из-за непонимания процесса навигации). Более того, некорректная структура сайта (например, меню, которое не помещается в один экран) затрудняет индексацию отдельных документов ресурса роботами поисковых систем и может привести к увеличению количества отказов*. Отказ от просмотра происходит, когда человек зашел на сайт и сразу вышел, открыв не более одной страницы. Интуитивно непонятный интерфейс затрудняет навигацию посетителя, и он с высокой вероятностью покинет сайт в поисках информации где-то еще. Именно структура сайта оказывает существенное влияние на то, сколько времени пользователь проведет на ресурсе, зайдет ли он на него еще раз или нет.

Все страницы сайта должны быть разделены на группы и подгруппы подобно тому, как в библиотеке у каждой книги есть свой стеллаж, полка и номер по классификатору.

Структура сайта должна быть максимально простой и ясной как для поисковых систем, так и для пользователей. Они должны четко понимать, где находились первоначально, как перейти на главную страницу, страницу каталога, в отдельную категорию, как посмотреть похожие товары, услуги, перейти в контакты, где узнать об условиях доставки, оплаты, режиме работы.

Чек-лист разработки структуры сайта:

  • Посмотрите на структуру сайтов у конкурентов в ТОПе поисковой выдачи (с учетом тематики и региона продвижения). Обратите внимание, как они сгруппировали запросы по страницам. При необходимости вы можете заказать составление семантических групп и подбор посадочных страниц с учетом анализа конкурентов у нас.
  • Сформируйте структуру сайта на основе подобранных групп запросов. Помните, что для каждой из них нужна релевантная страница с отдельным URL.
  • Если под ту или иную группу запросов отдельной страницы нет, нужно либо определить эти ключевые слова в близкую по смыслу категорию, либо специально под них создать отдельную страницу.
  • Пропишите в соответствии с иерархией сайта URL для каждой страницы или принцип их формирования. Структура URL должна соответствовать структуре сайта.
  • При смене URL отдельных страниц не забудьте поставить 301-е редиректы (перенаправление посетителей и поисковых роботов с одного URL-адреса на другой), чтобы поисковик быстрее проиндексировал новую структуру.

На что нужно обратить внимание при создании структуры сайта:

  1. URL (адрес) страницы должен быть понятным. ЧПУ (человекопонятные URL) дают пользователю представление о содержимом страницы сайта еще до того, как он на нее перейдет. Они удобны для восприятия пользователями, быстро индексируются роботами поисковых систем и позволяют без труда определить текущее положение посетителя на сайте, уровень вложенности каталога и документа. Например, пользователь хочет купить красный блокнот. На какой URL он кликнет с большей вероятностью?
    http://site.ru/catalog/krasnyi-bloknot или http://site.ru/index.php?=4234623543=v12=?p=6754?
    Ответ очевиден.

    Создавайте URL с помощью транслитерации, ориентируясь на хлебные крошки и заголовки. Слишком длинную ссылку стоит сократить, сохраняя формат ЧПУ.

  2. «Хлебные крошки» должны быть корректно настроены и четко отображать текущее расположение пользователя на сайте. «Хлебные крошки» (навигационная цепочка, дублирующая меню) — это элемент навигации, представляющий собой путь по структуре сайта от корня до рабочего каталога, который в данный момент просматривает пользователь. Чаще всего «хлебные крошки» создаются в виде строки, в которой указывается путь по сайту от главной страницы до раздела, в котором находится статья или товар. хлебные крошки Они располагаются вверху страницы перед контентом, чтобы показать, на каком уровне вложенности находится тот или иной материал. Наличие «хлебных крошек» помогает посетителю ориентироваться на сайте, переходить на разные страницы каталога и возвращаться в нужные разделы. Основные преимущества «хлебных крошек»:
    • простота в навигации для пользователя;
    • помощь во внутренней перелинковке сайта.

    Внутренняя перелинковка сайта — это размещение перекрестных ссылок между страницами сайта. Такие ссылки способствуют улучшению юзабилити, поведенческих факторов, упрощению навигации на сайте как для пользователей, так и для поисковиков, быстрой индексации ресурса роботами поисковых систем. Они позволяют передавать вес более значимым страницам сайта, чтобы они быстрее попадали в ТОП выдачи поисковых систем, а также уменьшают уровень вложенности страниц, поэтому особенно полезны для сайтов со сложной структурой, где уровень вложенности страниц превышает 4.

    Важно: следите за тем, чтобы в "хлебных крошках" не было битых ссылок, по которым пользователь не сможет перейти на нужную ему страницу. Это может прервать его путь к достижению основной цели (заказу, отправке формы).

  3. Старайтесь придерживаться правила трех кликов Как указано в помощи Яндекса, чем выше вложенность страницы, тем больше времени может пройти до включения ее в индекс. Поэтому при разработке структуры придерживайтесь правила трех кликов. Оно заключается в том, что посетитель должен найти нужную ему страницу, кликнув мышью не более трех раз. Как показывает наш опыт, до страниц дальше пятого уровня вложенности доходят лишь наиболее усердные пользователи, которых единицы. Конечно, если вы единственный в своем роде сайт по продаже чехлов для смартфонов из лепестков фиалок, заинтересованные посетители сделают все, чтобы найти страницу с товаром нужного оттенка. Но если ваш сайт сложен, а у конкурентов — проще, выбор пользователя очевиден. Разработка структуры сайта, отвечающей описанным выше требованиям, является важным этапом внутренней оптимизации, которую за Вас могут выполнить наши специалисты. После ее разработки и реализации необходимо провести полный технический аудит.

* В Google Analytics показатель отказов — процент пользователей, которые при посещении сайта просмотрели только одну страницу. В Яндекс.Метрике показатель отказов — процент пользователей, которые были на одной странице и посвятили ей менее 15 секунд.